Цифровой тахометр для автомобилей | РадиоДом - Сайт радиолюбителей

Навигация


Цифровой тахометр для автомобилей
Предлагаемая в статье схема цифрового тахометра предназначена для установки на автомобили с 4-х тактным бензиновым двигателем, имеющим контактный или электронный прерыватель. Информация о частоте отображается на 2-х разрядном индикаторе, показывающем число тысяч и сотен оборотов в минуту. Цикл измерения составляет 0,3 секунд, а цикл индикации — 4...5 секунд.
Питается тахометр от аккумуляторной батареи автомобиля и потребляет ток около 400 - 500 миллиампер.
 
Цифровой тахометр для автомобилей

Устройство состоит из нескольких узлов, а именно:
формирователь импульсов (VT1, DD4.1);
генератор цикла измерения (DD3.1, DD3.2);
генератор рабочего цикла (DD3.3, DD3.4);
схема управления (DD2, DD4.2-DD4.4, DD9.1);
схема индикации (DD5, DD6, DD7, DD8);
стабилизаторы +5 вольт (DA1) и +3 вольт (VT2, VD2).
Частота импульсов зажигания двигателя и число оборотов коленвала связаны между собой формулой f=2n/60, где f — частота импульсов зажигания, а n-число оборотов коленвала. Так, например, при 1000 об/ мин частота импульсов зажигания равна 33 Герц.
Значит на схему счета тахометра поступит 33 импульса за секунду и на индикаторе будет отображаться число 33. Чтобы привести в соответствие отображаемое число с числом оборотов, схема управления ограничивает число импульсов, поступающих на счетчики DD5, DD6 за счет ограничения времени измерение до 0,3 секунд. Полученный двоичный код числа импульсов с выходов счетчиков DD5, DD6 записывается в буферы микросхем DD7, DD8, дешифруется и отображается на встроенных в эти микросхемы индикаторах. Счетчики DD5, DD6 сбрасываются в исходное состояние по выв. 3, 4 каждые 4...6 секунд (время рабочего цикла), затем происходит цикл измерения и т.д. Схема на элементах DD2.2, DD9.1 формирует сигнал, по которому информация в буферах микросхем DD7, DD8 обновляется.

Собранная без ошибок схема должна заработать сразу. Необходимо только подбором резисторов R8 и R9 установить цикл измерения (0,3 секунд) и рабочий цикл (4...6 секунд). Необходимо отметить, что если автомобиль оборудован стандартной батарейной системой зажигания, вход тахометра подключают к выводу прерывателя. Если система зажигания электронная и бесконтактная, то вход тахометра подключают к ее выходу, увеличив номинал регулятора R2 до 250...300 кОм.

Микросхемы 555 серии заменимы на серии 1533 и даже 155. Микросхемы 561 серии заменяются микросхемами 176 серии. Стабилизатор DA1 и транзистор VT2 обязательно установить на ребристые алюминиевые радиаторы, а гасящий резистор R1 нужно установить отдельно от схемы тахометра, так как на нем выделяется много тепла.
Все радиокомпоненты устройства отечественные, но могут быть использованы и зарубежные полные аналоги:
DA1 - КР142ЕН5А
DD2 - К555ТМ2
DD3 - К561ЛА7 или К561ЛЕ5
DD4, DD9 - К555ЛА3
DD5, DD6 - К555ИЕ2
DD7, DD8 - К490ИП2
R1 - 8 Ом
R2 - 150 кОм
R3, R7, R10 - 1 кОм
R4, R5 - 10 кОм
R6 - 510 Ом
R8, R9 - 1 мОм
VD1 - КС156А
VD2 - КС133
VD3 - КД522
VD4 - КД105
VT1 - КТ315, подойдут и отечественные КТ312, КТ3102 или импортные 2N2712, 2SC633,
VT2 - КТ815, можно и КТ817 или зарубежные
2SC4055, BU807, BDV65, TIP29, BD135
C1, C2, C4 - 47 мкФ х 10 вольт
C3 - 0,1 мкФ
C5 - 0,33 мкФ
C6 - 6800
C7 - 3,3 мкФ