Пусковое устройство 12 вольт для автомобиля в зимнее время | РадиоДом - Сайт радиолюбителей

Навигация


Пусковое устройство 12 вольт для автомобиля в зимнее время
Автолюбителя занимающимся эксплуатацией автомобиля в зимнее время года неплохим дополнением в гараже будет пусковое устройство, так как оно не только продлевает срок службы АКБ, но и позволяет с легкостью решить проблему запуска холодного двигателя, даже при не полностью заряженном АКБ. Из опыта известно, что при минусовой температуре АКБ снижает свою отдачу на 30...40 %. А если он еще не полностью заряжен, то не сможет обеспечить нужный для пуска двигателя начальный ток 200 Ампер. Этот ток потребляет стартер в начальный момент раскрутки вала двигателя (обычный ток нагрузки стартером около 80 Ампер, но в момент пуска он значительно больше, особенно в сильный мороз от - 20 градусов).

Простейшие расчеты показывают, что, для того чтобы пусковое устройство эффективно работало при подключении его параллельно с АКБ, оно должно обеспечивать ток не менее 100 ампер при напряжении 10...14 вольт. При этом номинальная мощность используемого сетевого трансформатора Т1 должна быть не менее 800 Ватт. Как известно, номинальная рабочая мощность трансформатора зависит от площади сечения магнитопровода (железа) в месте расположения обмоток.
Сама схема пускового устройства довольно проста, но требует правильного изготовления сетевого трансформатора. Для него удобно использовать тороидальное железо от любого ЛАТРА — при этом получаются минимальные габариты и вес устройства. Периметр сечения железа может быть от 230 до 280 мм.
 
Пусковое устройство 12 вольт для автомобиля в зимнее время


Первичная обмотка трансформатора содержит примерно 260...290 витков провода ПЭВ-2 диаметром 1,5...2,0 мм (провод может быть любого типа с лаковой изоляцией). Намотка распределяется равномерно в три слоя, с межслойной изоляцией. После выполнения первичной обмотки, трансформатор необходимо включить в сеть и замерить ток холостого хода. Он должен составлять 200...380 мА. При этом будут оптимальные условия трансформации мощности во вторичную цепь. Если ток будет меньше, часть витков надо отмотать, если больше — домотать до получения указанной величины. При этом следует учитывать, что зависимость между индуктивным сопротивлением (а значит и током в первичной обмотке) и числом витков является квадратичной — даже незначительное изменение числа витков будет приводить к существенному изменению тока первичной обмотки.

При работе трансформатора в режиме холостого хода не должно быть нагрева. Нагрев обмотки говорит о наличии межвитковых замыканий или же на повреждения изоляции самого провода. Ни в коем случае не собирайте трансформатор с такой неудачной обмоткой, придётся перемотать всё сначала. Через пару пусков автомобиля с таким пусковым устройством в худшем случае приведёт к пожару.

Вторичная обмотка наматывается изолированным многожильным медным проводом сечением не менее 8 кв. мм (например типа
ПВКВ с резиновой изоляцией) и содержит две обмотки по 15...18 витков. Наматываются вторичные обмотки одновременно (двумя проводами), что позволяет легко получить их симметричность — одинаковые напряжения в обоих обмотках, которое должно находиться в интервале 12...13,8 вольт при номинальном сетевом напряжении 220 вольт. Измерять напряжение во вторичной обмотке лучше на временно подключенном к клеммам Х2, ХЗ нагрузочном резисторе сопротивлением 5...10 Ом.
Показанное на схеме соединение выпрямительных диодов позволяет использовать металлические элементы корпуса пускового устройства не только для крепления диодов, но и в качестве теплоотвода без диэлектрических прокладок ("плюс" диода соединен с крепежной гайкой).

Для подключения пускового устройства параллельно АКБ, соединительные провода должны быть изолированными и многожильными (лучше, если медные), с сечением не менее 10 кв. мм. На концах провода, после облуживания, припаиваются соединительные наконечники. Контакты включателя S1 должны быть рассчитаны на ток не менее 5 Ампер, например типа ТЗ.