Стабилизированное зарядное устройство до 16 вольт 7 ампер для автомобильных АКБ | РадиоДом - Сайт радиолюбителей

Навигация


Стабилизированное зарядное устройство до 16 вольт 7 ампер для автомобильных АКБ
При зарядке автомобильных АКБ производители рекомендуют поддерживать средний зарядный ток на постоянном уровне. Обычно в стабилизаторах тока в качестве регулирующего элемента используют транзистор, но в процессе работы на нем рассеивается большая мощность, снижая КПД устройства и в связи с этим приходится применять огромные радиаторы.

Основные технические характеристики:
Ток нагрузки: не более 7 ампер
Максимальное напряжение на нагрузке: 16 вольт
Коэффициент стабилизации по току нагрузки, от 200
КПД, %, более 70.

Функцию стабилизации тока выполняет узел на ОУ DA1. Датчиком тока служит резистор R11, напряжение, снимаемое с этого резистора, пропорционально току нагрузки. Через резистор R13 оно подведено к не инвертирующему входу ОУ.
 
зарядное устройство до 16 вольт 7 ампер для автомобильных АКБ

Если по какой-либо причине ток через нагрузку увеличился, то увеличивается и напряжение на не инвертирующем входе ОУ. Это приводит к соответствующему увеличению напряжения на базе транзистора VT5 и увеличению угла открывания тринистора VS1 — ток через нагрузку уменьшается. Таким образом, отрицательная обратная связь по току нагрузки поддерживает нагрузочный ток на заданном уровне. Конденсаторы С5, С7 сглаживают пульсации напряжения на выходе. Резисторы R12, R16 обеспечивают подачу небольшого отрицательного напряжения на инвертирующий вход ОУ в нижнем по схеме положении движка резистора R15. Это позволяет регулировать ток нагрузки практически от нуля. Конденсатор С6 повышает устойчивость работы ОУ. Элементы устройства питают от двух стабилизаторов (VD9, VTI и VD12, R3).

Силовой трансформатор Т1 намотан на ленточном отечественном магнитопроводе ШЛ25х32. Обмотка I содержит 1100 витков медным проводом ПЭВ-2 - 0,57 мм; обмотка II — 160 витков медного провода ПЭВ-2 - 0,21 мм с отводом от середины; обмотка III — 120 витков провода ПЭВ-2 - 1,95 мм. Диоды VD5...VD8 установлены на алюминиевых ребристых радиаторах. Тиристор VS1 установлен на дюралюминиевом радиаторе с площадью охлаждаемой поверхности более 150 кв.см. Для налаживания устройства к его выходу подключают проволочный резистор сопротивлением 1...2 Ом и мощностью не менее 100 Ватт (можно использовать ни хромовую проволоку диаметром 0,5...1 мм). Движок переменного резистора R15 устанавливают в верхнее по схеме положение и подборкой резистора R14 устанавливают ток через нагрузку 7 ампер. При вращении ручки переменного резистора ток должен плавно уменьшаться до нуля.

Прибор пригодится всем автомобилистам кто бережёт автомобиль и его аккумулятор, следует помнить что долговечность аккумулятора во многом зависит от его правильной зарядки. Не оставляйте ЗУ на ночь!
Все радиокомпоненты применённые в устройстве отечественные, но возможно их замена на подходящие по параметрам зарубежные аналоги:
Q1 - выключатель на 220 вольт 2 ампер
FU1 - плавкий предохранитель на 500 мА
PA1 - стрелочный амперметр на 10 ампер
DA1 - 140УД1Б, можно заменить на К140УД5, К140УД6, К140УД7, К153УД2
VD1 - VD4 - диоды серии Д226Д
VD5 - VD8 - диоды серии Д305 заменимы на Д242...Д248
VD9, VD12 - стабилитрон Д814Д
VD10, VD11 - импульсный кремниевый диод Д220
VS1 - тиристор КУ202В
VT1 - кремниевый транзистор КТ801Б - заменимы на КТ603, КТ608, КТ801, КТ807. КТ815
VT2, VT4, VT5 - кремниевые транзисторы КТ315В - заменим на КТ312, КТ315, КТ316, КТ201
VT3 - транзистор КТ814Б - заменим на КТ814, КТ816
C1 - 200 мкФ х 25 вольт
C2 - 200 мкФ х 10 вольт
C3 - 0,22 мкФ
C4 - 500 мкФ х 15 вольт
C5 - 5 мкФ х 15 вольт
C6 - 0,03 мкФ
C7 - 200 мкФ х 15 вольт
R1 - 330 Ом
R2, R4 - 1,5 кОм
R3 - 150 Ом
R5, R14 - 3.6 кОм
R6 - 15 кОм
R7 - 300 Ом
R8 - 100 Ом
R9 - 220 Ом
R10, R17 - 510 Ом
R11 - 0,05 Ом
R12 - 1,3 кОм
R13 - 10 кОм
R15 - 220 Ом - переменный
R16 - 10 Ом

Похожие статьи: