Зарядное устройство для автомобильных аккумуляторных батарей 12 в | РадиоДом - Сайт радиолюбителей

Навигация


Зарядное устройство для автомобильных аккумуляторных батарей 12 в
Придерживание условий эксплуатации и пользования АКБ, в особенности способ зарядки, гарантирует их уверенную работу в течение всего срока службы предоставленным производителем. Зарядку АКБ производят определенным током значение которого можно определить по формулам ниже:
I = 0,1Q — для кислотных АКБ или I = 0,25Q — для щелочных аккумуляторных батарей.
Здесь Q— паспортная электрическая емкость АКБ в ампер-часах, I — средний зарядный ток в амперах.
Установлено, что зарядка очень большим током приводит к деформации пластин аккумуляторов и даже разрушению их окончательно без варианта восстановления; зарядка малым током вызывает сульфатацию пластин и снижение максимальной емкости АКБ. Зарядный ток, рекомендуемый в инструкции по эксплуатации АКБ, обеспечивает оптимальное протекание электрохимических процессов в ней и нормальную работу в течение всего времени. Степень заряженности АКБ можно контролировать как по значению плотности электролита и напряжению (для кислотных), так и по напряжению (для щелочных) на полюсных выводах.

Окончание зарядки кислотной АКБ определяют по следующим признакам: напряжение на каждом аккумуляторе батареи достигает 2,5…2,6 вольт; плотность электролита достигает определенного значения и больше не изменяется; происходит обильное газовыделение — электролит «кипит»; электрическая емкость, сообщенная батарее, на 15 … 20 % больше емкости, отданной в процессе разрядки.
Кислотные АКБ чувствительны к недозарядкам и перезарядкам, поэтому своевременно надо заканчивать их зарядку.
Щелочные АКБ менее критичны к режиму эксплуатации. Для них окончание зарядки характеризуется установлением на каждом аккумуляторе напряжения 1,66 … 1,72 вольт и сообщением батарее 140 … 150 % емкости, отданной ею в процессе разрядки.
Устройство для зарядки АКБ обычно состоит из понижающего трансформатора, выпрямителя и регулятора тока зарядки. В качестве регуляторов тока обычно используют проволочные реостаты и транзисторные стабилизаторы тока. В обоих случаях на этих элементах выделяется значительная тепловая мощность, что снижает КПД прибора и увеличивает вероятность выхода его из строя.
Для регулировки зарядного тока можно использовать набор конденсаторов, включаемых последовательно с первичной (сетевой) обмоткой трансформатора и выполняющих функцию реактивных сопротивлений, гасящих избыточное напряжение сети. Упрощенная схема такого устройства приведена на рисунке ниже.
 
Зарядное устройство для автомобильных аккумуляторных батарей 12 в

В нем тепловая (активная) мощность выделяется лишь на диодах V1 — V4 выпрямительного моста и в трансформаторе, поэтому нагрев устройства незначителен. Ток зарядки АКБ GB1 поддерживается на определенном уровне. В процессе зарядки напряжение на батарее увеличивается, а ток, текущий через нее, стремится уменьшиться. Но при этом возрастает приведенное сопротивление первичной обмотки трансформатора Т1, напряжение на ней увеличивается, в результате чего ток через батарею GB1 меняется незначительно.

Похожие статьи: